BFM RU: России грозит дефицит высокоскоростных лифтов для небоскребов

В России возник дефицит высокоскоростных лифтов для небоскребов. Основными поставщиками такого оборудования были американская Otis, финская Kone и немецкая ThyssenKrupp Elevator. Их совокупная доля на рынке составляла больше 20%, пишет Forbes.



Ежегодно в России вводятся в эксплуатацию более 40 тысяч лифтов. Из них 75% производятся в России, но это в том числе и американские лифты Otis, у которых здесь локализованное производство. Компания занимала второе место среди всех производителей и поставляла 16% оборудования, Kone поставляла всего 3%. Остальные европейские производители поставляли менее 1% лифтов. Лидером по производству лифтов остается российский Щербинский лифтостроительный завод, где делают лифты для жилых домов, но не для небоскребов.



Много ли строек осталось без оборудования? Говорит директор управления элитной недвижимости компании «Метриум премиум» Анна Раджабова:



— Когда все произошло, застройщики в первую очередь пытались решить вопросы с техническим оснащением, пытались заранее приобрести инженерную систему. На данный момент ситуация такая, что большинство застройщиков именно в сегменте элитной недвижимости по этому пункту свои обязательства выполняют. В проектах, которые анонсировали, сейчас сложно сказать, что будет стоять вместо тех лифтов, которые были заявлены, но в любом случае, наверное, при самом плохом раскладе будет какая-то альтернатива. В той же Турции, конечно, есть неплохие марки.



— «Большая четверка» — Schindler, Tyssen, Otis и Kone — чем отличаются? У них какие-то технологии, инновации?



— В первую очередь техническими характеристиками: за столько лет показала практика, что нареканий нет, они достаточно удобны в обслуживании и достаточно надежны, что в первую очередь является одной из первопричин, почему их устанавливают в объектах элитной недвижимости.



— Можно ли сказать, что российские фирмы, такие как Щербинский лифтостроительный завод или некоторые другие, можно даже не рассматривать в качестве альтернативы Otis?



— Вы знаете, время покажет, потому что по большому счету для того, чтобы они проявили себя именно как компании, которые могут обеспечивать элитный рынок, просто не было прецедентов, все пользовались представителями продукции той четверки, которую вы обозначили. У них просто такой задачи не было — производить лифты для элитных жилых комплексов. Все может быть, и, может быть, в какой-то момент Щербинский завод переплюнет все остальные. Я уверена, в любом варианте пешком ходить никто не будет.



Значительная часть комплектующих для отечественных лифтов производится только за рубежом. В типовых стройках по госзаказу доля импортных комплектующих не превышает 10%, а вот в коммерческом сегменте может доходить до 30%, поэтому поставки таких лифтов тоже затягиваются, говорит вице-президент, директор департамента по закупкам группы компаний ФСК Александр Ткаченко:



 



— Что касается лифтов сегмента бизнес-класса с высотностью более 100 метров, данные компании принимали участие в наших тендерах. К сожалению или к счастью даже, они проиграли в этих тендерах, поэтому соглашение у нас было подписано с компанией Mitsubishi, оно на текущий момент действует, и компания подтверждает выполнение всех взятых на себя обязательств. Компания японская, производство находится в Китае. Сроки и сложности в логистике, безусловно, есть, ранее производство и поставка занимали три месяца, теперь — порядка пяти месяцев. Мы чуть раньше начинаем планировать и в соответствующие сроки размещаем заявку, поэтому пока все идет по плану.



— Если Mitsubishi решит уйти, что будете делать в этом случае?



— У нас есть договоренность напрямую с китайскими заводами, такой вариант рассматриваем, активно ведем переговоры с производителями. Пока, по крайней мере в перспективе трех-четырех месяцев, все поставки подтверждены, и, надеемся, все будет обеспечено. Что касается лифтов комфорт-класса до 100 метров подъема со скоростью 1,6 метра в секунду, у нас также подписан долгосрочный контракт с российским производителем, это МЭЛ, здесь тоже увеличились сроки по поставке, все, опять же, завязано на логистику, на комплектующие.



Новых производителей лифтов застройщики ищут в Турции и Китае. Также участники рынка говорят о подорожании лифтов на 20-30%, причем это касается даже российского оборудования.



Подробнее